Ресторан «Шах-Даг» в Москве : Каталог дагестанских сайтов

идеи тортов на годовщину свадьбы фото
shalbuzdag

Автор: Джабраилов Даниял

shalbuzdagНа нашей планете Земля имеется очень много значимых памятных, культовых, религиозных и культурно-исторических мест, привлекающих внимание людей. Тысячи  и тысячи туристов ежегодно посещают их, получая истинное духовное удовлетворение и наслаждение. Среди них особое место занимают те, вера в которые помогает исцеляться, достигать своей мечты, верить в свои силы и свое будущее.  И в этом списке Дагестан занимает не последнее место.

Современный Дагестан – земля с очень богатой и древней историей. Дагестан испытал рейды многочисленных племен: монголов и татар. Арабы и хазары, персы и турки вторгались в эту землю, но никто не сумел подчинить Дагестан. Однако эти воинствующие народы вместе с войной приносили в Дагестан и новую культуру, обычаи, языки, кухню, одежду и многое другое. Это сделало нашу Республику очень многогранной исторически, культурно, духовно. Дагестан стал для туристов хорошей возможностью ознакомиться с историей, культурой, традициями и обычаями народов Дагестана, с историческими памятниками, действующими мусульманскими мечетями, с самым древним в России городом-крепостью Дербентом, через который в средние века проходил Великий Шелковый Путь с Китая в Европу.

Рассказывают, что иностранная делегация во время подъема на Фудзияму, интересовалась: почему столь развитые технически японцы не могут сделать подъемник, или, на худой конец, проложить асфальт на эту священную для каждого японца гору? На что жителя страны восходящего солнца отвечали, что, поднимаясь, человек должен думать о пути, о тех сложностях и препятствиях, которые встречаются ему во время восхождения, а удобства лишь отвлекают от этого.

У нас тоже есть своя Фудзияма – Святая гора Шалбуз-Даг, на которой есть 28 культово-духовных и обрядово-знаковых мест. Причем, раньше она называлась гора Алпан. Это название осталось с времен Кавказской Албании. На горе есть могила шейха Шалбуза – брата иранского шаха, в честь которого переименовали гору Алпан.[ad#middle_text]

Сейчас стало модным ездить на Шалбуз-Даг и люди много говорят об этом удивительном природном, историческом  и религиозном памятнике.

Шалбуз-Даг – одна из высочайших вершин восточного Кавказа. Высота 4142 м. Вечных снегов на Шалбуз-Даге, как и вообще на горах Дагестана, не особенно много, и снег лежит на высоте выше 3.5 км над уровнем моря.

Небольшие речки, берущие начало на склонах Шалбуз-Дага, впадают частью в Самур, частью в его притоки Ахты-чай и Уссух-чай. Вместе с Шах-Дагом и Базар-дюзю Шалбуз-Даг принадлежит к высочайшим горам восточной части Кавказа. Сезон посещения святых мест на Шалбуз-Даге начинается с 20-х чисел июня и заканчивается в 20-х числах сентября. В остальное время одна из самых высоких вершин Кавказа, гора, покорив которую можно надеяться на исполнение своего заветного желания, становится менее гостеприимной. Покорение горы опасно из-за того, что увеличивается риск снегопадов, тумана, ветра и дождя. В такой ситуации очень легко потеряться, что неоднократно и случалось с паломниками Святой горы.

На горе Шалбуз-Даг, священной для всех народов Южного Дагестана и Азербайджана,  на месте древних святилищ горных духов – эренов возникло святилище Пир “Сулейман”, которое в последнее время стало одним из главных мест посещений туристов со всей России. Паломничество обычно начинается с конца июля. С этого времени и до середины сентября ежедневно длинная цепочка верующих тянется вверх к долгожданной цели. Причем, приезжают не только мусульмане, но и представители других религий. Здесь можно встретить приезжих из Москвы, Петербурга, Новороссийска.

У подножия Шалбуз-Дага находится селение Мискинджа. Надо отметить, что Мискинджа – это небольшое селение со старыми маленькими домами, с узкой дорогой на одну машину. Это единственный на сегодня населенный пункт в нашей стране, где проживают более 5000 мусульман-шиитов. Именно отсюда и начинается основной путь. От села до святилища “Пир Сулеймана” 14 километров.

В полутора часах езды от Мискинджа находится первый зиярат – место захоронения шейха Сулеймана.

Как гласит легенда, этот человек был очень боговерным. Мир-Сулеймана как праведника почитали и христиане и мусульмане, но он не стал яблоком раздора между религиями. Когда он узнал, что должен умереть, оставил завещание, чтобы его не хоронили, как это принято у мусульман, а попросил выполнить обряд омовения, после чего его тело положили на одном условном месте. Народ селения Лгар выполнил последнюю просьбу  праведника Мир-Сулеймана, но, отойдя недалеко, стал наблюдать, что произойдет. Похоронный процесс продолжили не люди, а стая голубей как символы ангела, которые подняли тело праведника Мир-Сулеймана и улетели. Первым пунктом, где приземлились ангелы с телом праведника для чтения молитв перед захоронением, была нижняя окрестность селения Мискинджа, где сейчас стоит «КпIун ПIир» (пир для чтения молитв). Вторым пунктом остановки стаи ангелов-голубей стала верхняя окрестность села Мискинджа, где установлен Мун-Суф-ПIир. Третьим и последним местом остановки ангелов с телом праведника Мир-Сулеймана стало нынешнее место, где стоит мавзолей, то есть у подножия горы Шалбуз-Даг, неподалеку от мечетей «Эренлер» и «Алпан», возраст первой – 2500 лет, а второй – 8 лет.   Так   открылась людям святость горы. С тех пор могила Мир-Сулеймана – эта святыня всех приходящих сюда мусульман.

Во время перелета ангелов-голубей с телом праведника над территорией села Мискинджа от священных птиц выпадали перья. И на местах падения перьев стали возводиться Божьи дома – мечети. Так, были воздвигнуты 14 мечетей и пIир. Всего таких духовно- религиозных объектов в цепочке Священной горы Шалбуз-Даг – 28.

Несколько лет назад вокруг могилы Мир-Сулеймана построили мавзолей. Это сооружение находится в центре поляны и представляет собой небольшой склеп, окруженный забором из камня, на котором люди оставляют кусочки ткани с загаданными желаниями.

Войдя внутрь, можно увидеть могилу, обнесенную белым мрамором. Стены склепа хорошо зашпаклеваны и побелены. Невозможно не заметить большое количество ковров на полу, они буквально лежат поверх друг друга.

Паломники располагаются  вокруг могилы и читают молитву. После этого проводят трижды ладонью по ней, потом по лицу, загадывают желания. Выйдя из склепа, они  обходят мавзолей три раза и выходят за пределы спиной к выходу, так как поворачиваться к мавзолею спиной нельзя.

Выше могилы находится мечеть Золотой Эренлер. Подъем до нее довольно крут. Узенькая тропинка усыпана мелкими камушками, из-за которых приходится постоянно хвататься за все встречавшиеся камни, для того чтобы не скатится вниз.

Возле мечети находится священный камень (место для жертвоприношения), родник и две большие комнаты, где можно оставить всё лишнее, поесть и передохнуть. Причем платить ни за что не нужно. К самой же мечети можно подойти, лишь, поклонившись прежде пиру – таково непреложное правило.

Отсюда начинается подъем, причем на всем пути нет ни одной травинки. Вся дорога усыпана мраморной крошкой. Кое-где можно увидеть в скале ступеньки, которые вырезал кто-то из паломников, чтобы было легче подниматься другим.    И, чем выше подъем, тем круче становится и сама гора. Ноги скользят по «сыпучке», дышать с каждым шагом становится всё трудней и трудней.

По пути к вершине встречаются вбитые в землю палки, на которые паломники привязывают платки (отрезки материи). Помимо этого каждый паломник может взять себе в качестве талисмана то, что было привязано до него. То там, то здесь по пути паломники, в качестве ориентиров оставляли камни, которые со временем выросли в горки высотой до 1,5 метров, в которые «вплетены» кусочки цветной материи. Эти горки из камней являются своего рода маяками, показывающими верности следования паломников к вершине и обеспечивают их безопасность.

В пути до Верховной мечети человек имеет возможность и духовное право возвести условную свою могилу на любой из трех ритуальных площадок. Первая из них около мавзолея Мир-Сулеймана, вторая – на среднем склоне около озера Зам-Зам, и третья – возле малого Храма-усыпальницы Святого Шавуза и могилы шейха Шалбуза. Верующие люди это делают, чтобы обеспечить себе место на «Том Свете».

Через 2-3 часа пути вдруг открывается озеро Зам-Зам, которое вселяет надежду на завершение подъема. Находися озеро посреди двух скал, куда лучи солнца почти не попадают. Вода в нем всегда обжигающе холодная и настолько чистая, что можно увидеть все камушки, лежащие на дне. Сверху Зам-Зам покрыт тоненькой коркой льда. Считается, что она исцеляет от любых болезней. Отведав целебной воды, люди  двигаются дальше.

От озера Зам-Зам еще около километра пути, но он уже не такой тяжелый.  По дороге встречается место для загадывания главной мечты. Это небольшая 60-70 см. в диаметре дыра в скале на высоте 4-х метров, в которую паломники бросают три камня. Если хоть один камень попадает в это отверстие, то мечта сбудется.  На обратном пути паломники берут в этом же месте три камушка и уносят с собой, чтобы вернуться в следующий раз и загадать новую мечту.

Венчает весь путь так называемый “грехометр”, который  представляет собой узкий проход среди двух скал, из которого не видно выхода. Для того чтобы выйти нужно подняться вверх по скалам, которые изнутри словно лакированные, от одежды паломников, которая отшлифовала камень. По преданию грешный человек, даже самый худой застревает в этом проходе и скалы, будто начинают на него давить, в то время как “чистый”, но даже толстый, может спокойно через него пройти. Многих перед этим испытанием одолевает страх, они вспоминают всю свою жизнь, и думают о том, как прожили ее. Этот-то страх и не дает некоторым паломникам пройти испытание.

Через несколько сотен метров открывается взору Пир Эренлер. Пир Эренлер – это небольшая поляна, на которой ничего не растет. Кругом стоят лишь камни разной величины, обвязанные отрезами материи, а также имеется три,  так называемых туннельчика. Это три плиты, под которыми узкие проходы. Для того, чтобы их пройти необходимо проползти на четвереньках. Сделать это надо трижды, загадывая самые заветные желания.

Многое здесь связано с именем святого Шавуза. Шавуз был духовным лидером Алпанов, которые молились единому Богу -  Алпану. Святой Шавуз добровольно пошел на жертву, на несколько дней остановившись на камне-площадке на высоте 60-70 метров с целью остановки происходящих стихий и катаклизмов. Он стойко переносил все трудности, и когда вернулся к своему народу сказал, что его молитвы приняты Всевышним. После этого он, согласно существующим законам, остался служить Богу в храме, который позже назвали ЧIехи Шир – Верховной мечетью.

В том месте даже в середине лета много снега. Слева в ряд стоят гигантские, высотой в девятиэтажный дом глыбы – игольчатые горы.

Существует поверье, что на Шалбуз-Даге жили потомки Ноя. А всевышний возвел нашу дагестанскую землю в статус священной. Желание прикоснуться к этой Святыне и приводит сотни людей на эту вершину. Именно здесь, на вершине люди загадывают самые заветные желания, обращая свои молитвы Богу.  Кто-то просит у Аллаха детей, кто-то исцеления, а кто-то богатства… Это кажется невероятным, но 90% желаний сбываются. Поэтому и стремятся туда люди, несмотря на очень трудный путь вот уже 400 лет…

Путь, который проходит каждый паломник – это не просто дорога на вершину. Путь – это как жизнь каждого человека, и все проходят его по-разному: кто-то с друзьями, кто-то с семьей, а кто-то и вовсе один… Все как в жизни. Восхождение на Шалбуз-Даг – это жизнь в миниатюре – со своими падениями и подъемами, радостью что поднялся и разочарованием от понимания бесконечности трудностей, которые встречаются в пути. И только здесь понимаешь, что японцы были правы, потому что весь путь люди думают о том, как они живут.

Источник: http://psy-factor.com/?p=330